Меню сайта

Музейный маршрут

Разработка тематической экскурсии «Наша школа (МОУ «Средняя школа № 21 имени А.М.Достоевского») в годы Великой Отечественной войны» (на основе воспоминаний учащихся школы военных лет)

Руководитель школьного музея Г.А.Фадеева

Пояснительная записка

В 2016 году нашей школе исполнилось 115 лет. В апреле 1999 года в школе был открыт историко – краеведческий музей «Память», которому в 2006 году было присвоено имя А.М. Достоевского. Музей – это средство обучения и воспитания подрастающего поколения, центр формирования патриотических и гражданских качеств школьника, это первый этап на пути формирования у ребенка интереса к родной истории, родной природе, национальной культуре. Школьный музей — это эффективное средство развития личности ребенка.

Музей нашей школы состоит из 2-х залов. Мы хотим, чтобы учащиеся нашей школы знали историю своей страны, своей «малой Родины» и своей родной школы. В первом зале среди школьных музейных экспозиций, посвященных Великой Отечественной войне, есть экспозиция, которая называется «Наша школа в годы Великой Отечественной войны».

Цель : Формирование чувства патриотизма, воспитание уважения к героическому прошлому своего народа, развитие чувства сопричастности к судьбе родного края через историю своей школы, своей «малой Родины».

Задачи:

Образовательные: – узнать о жизни своей школы в военное время; – увидеть экспонаты – предметы, которые использовались в школьной жизни в военный период; – услышать об этих экспонатах необходимую информацию; – овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов.

  • - формировать патриотические и гражданские качества , уметь ощутить величие подвига народа, значение исторического события того времени; – воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.
  • - развивать интерес к истории родного края, своей школе.

 

Наша школа в годы Великой Отечественной войны

Звучит фрагмент песни «Священная война»

И не забыть как ночью нас бомбили,

    И как с тревогою будила всех нас мать.

И как ходили в госпиталь дежурить,

 И как старались взрослым помогать.

Спиридонова О.И., бывшая ученица школы №21

Вопрос: Когда началась ВОВ? Что вы знайте о ней?

22 июня 1941 года в Ярославской области было объявлено военное положение в связи с началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – одной из наиболее ярких и героических страниц в истории нашей Родины. Вот как пишет о начале войны в книге «Чтобы помнили…» Спиридонова Ольга Ивановна, тогда 11-летняя девочка, ученица 21-ой школы: «Это страшное слово (война) не сразу вошло в наши детские души, но зато потом, и как-то очень быстро, мы осознали все в полной мере».

Сразу жизнь людей: и взрослых, и детей изменилась полностью. Было трудно в то время, фронта в нашей полосе не было, но были налеты немецких самолетов, которые бомбили г. Ярославль.

Вопрос: Почему немцы бомбили Ярославль?

В первый год войны наша школа продолжала ещё работать. Вот что рассказала нам о начале войны ветеран педагогического труда нашей школы Копылова Эмилия Ивановна, которая являлась в 1941 году ученицей нашей начальной школы: «Рядом с каменным новым зданием школы стояло старое деревянное здание, в котором было несколько классных комнат и где жила Соколова Варвара Васильевна, директор школы. Под фундаментом этого дома было устроено бомбоубежище. Туда бежали мы вместе с учителями, как только по радио объявляли «воздушную тревогу» и начинала выть на судостроительном заводе сирена. В бомбоубежище вдоль стен стояли лавки. Мы садились на лавки, клали себе на колени книги или бумагу и урок продолжался. Тетрадей, правда уже не было, и писали на газетах между строчками и на чистых полях. Классные журналы в середине войны пришлось сшивать из оставшихся чистых листов, ранее использованных. А к концу войны классные журналы были сделаны из толстых обычных общих тетрадей.

Показываем: фотографии старого здания школы, где было оборудовано бомбоубежище; радио военных времен (экспонат), по которому сообщалось о налете вражеских самолетов. А это классный журнал 1944 года, сшитый из оставшихся чистых листов ранее не использованных, это журнал послевоенного периода, сделанный из обычной общей тетради. Рассматривая журнал, видим, что в шестом классе по списку было 38 человек, учились в основном на «три», бывали и «двойки». Среди фамилий учащихся обращаем внимание, что последней по списку приписана девочка по фамилии Герцег. На последней странице журнала находим: по национальности она немка. Эта девочка, как и все её одноклассники была пионеркой, её отец ( по национальности немец) ушел на фронт. Напротив многих фамилий учащихся в данных о родителях было приписано красным карандашом: «Отец – на фронте; отец — умер».

Зима 1941-1942 года была очень холодная. В каждой классной комнате стояла печка – буржуйка, труба выходила в окно. Эта печка и спасала нас от морозов.

Вопрос: Может кто-то рассказать о печке-буржуйке?

Показываем чертеж печки – буржуйки.

Утром шли в школу, и каждый нес полено дров, чтобы топить печь. Каждую перемену девочки пилили дрова, которые могли достать для школы, а мальчики кололи дрова.

Перед уроками мы разливали чернила в чернильницы-непроливайки и ставили их на парты.

Показываем чернильницу – непроливайку, ручку с пером, рассказываем, как пользоваться этими школьными принадлежностями.

В большую перемену нам раздавали «военный паек». Это были 50 гр. черного хлеба, маленький, политый водой, кусочек, на который была высыпана половина чайной ложки сахарного песку. И был такой кусочек в то время вкуснее любого, самого дорогого торта.

Вопрос: Зачем кусочек хлеба поливали водой, и почему он казался вкуснее дорогого торта?

Были и страшные моменты. Немцы особенно много бомбили берег Волги, так как тут были расположены важные заводы. Однажды прямо перед зданием школы на Ильинской улице упал сброшенный с немецкого бомбардировщика снаряд. В это время в школе шли занятия. К счастью, он не взорвался, не сработал детонатор. Так и лежал на улице, пока не прибыли на машине сапёры, увезли его за город и там взорвали».

Ветеран педагогического труда нашей школы, бывшая ученица 21-ой школы, Соломагина Алла Владимировна вспоминает: « В военное время было голодно, всё время хотелось есть. Учитель биологии решила организовать кружок выращивания кроликов. Мальчишки построили домики, собирали траву и кормили их. На пришкольном участке стали выращивать морковь и капусту. И уже к 1942 году образовалась большая ферма, кролики быстро размножались. И так жили, учились до весны 1943года.

Показываем фотографию с изображением кроликов в клетке.

Вопрос: Зачем выращивали кроликов?

Нам казалось, что война всё шла и не кончалась. В Ярославль прибывало всё больше раненых. В зданиях школ начали размещать госпитали. Так произошло и с нашей школой. В 1943 году нас перевели в школу № 22, за 3 км от нашей 21-ой школы, а в нашей школе был организован госпиталь».

Учащиеся ходили почти каждый день в госпиталь, который теперь находился в здании той школы, где они учились раньше. Дети помогали раненым, чем могли, даже устраивали для них концерты: читали стихи, пели детские песенки. На кухне для раненых варили суп из кроликов, лебеды и крапивы.

Показываем фотографии: «Помощь раненым», «Организация концерта для раненых»

Дети собирали травы, ягоды, грибы в лесу, организовали сбор средств для фронта.

Фотография «Дети собирают травы и ягоды в лесу»

Но детство оставалось детством. И были праздники, когда удавалось забыться. Так на праздник «Новый год» дети с трепетом в газетные листочки заворачивали мандаринки и вешали их на ёлку. Это были одновременно и ёлочные игрушки, и подарки детям.

Фотография «На новогодней елке в школе»

Кто-то из учеников бросил школу, кто-то продолжал учиться в других школах, а некоторые пошли работать на завод, вместо ушедших на фронт отцов и братьев.

Фотография «Подростки работают на заводе»

Совсем рядом со школой находился судостроительный завод, тогда это был завод под номером 345. Он снабжал кораблями волжскую военную флотилию и после окончания войны был награжден орденом Отечественной войны первой степени за вклад в победу.

Трудное было время, страшное, но у людей в такие моменты проявлялись лучшие человеческие качества: доброта, участие, поддержка друг друга и взаимопонимание. Великая Отечественная война была тяжелым испытанием для нашего народа. Но люди: дети, и взрослые выстояли и внесли достойный вклад в победу над вероломным врагом.

К концу войны ученики вернулись снова в свою родную тогда восьмилетнюю 21-ую школу и продолжали учиться дальше. А 9 мая 1945 года все праздновали Победу! Какое это было счастье узнать об окончании войны и наступлении мира!

«И вот Победа! Крики , шум, стрельба.

Ликуют, плачут и смеются люди!

Да, это не забудешь никогда, такое

Никогда не позабудешь.» (строки из стихотворения Спиридоновой О.И., бывшей ученицы школы)

Заключение

В настоящее время проблема сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне становится все более актуальной. Всё меньше остается людей, которые помнят страшный день 22 июня 1941 года, помнят те военные годы. Но если уходят живые свидетели истории, то остаются документы, сохраняется память о героях войны, отдавших свои жизни за нас. Мы можем познакомиться с прошлым по первоисточникам, подумать о событиях Великой Отечественной войны, оценить и помнить подвиг наших земляков, ковавших победу в тылу и на фронте, и сделать всё, чтобы войны больше никогда не повторилось.

Литература: сборник Крупейников Д.А. «Чтобы помнили…» 2010г., г. Ярославль