Правила поведения участников медиации
Правила медиатора:
Медиатор должен быть беспристрастным: не осуждать стороны конфликта, не занимать чью-то сторону, даже если абсолютно ясно, что одна сторона права, а другая нет; когда медиатор чувствует, что он не сможет быть беспристрастным по некоторым причинам, он должен участвовать в переговорах и перенаправить его к другому медиатору.
Медиатор не является судьей, который решает, как нужно поступить: по ходу медиации часто у медиаторов возникает желание посоветовать сторонам или указать на правильное решение – это абсолютно недопустимо. Медиатор должен только помочь сторонам самим найти решение, они должны нести ответственность за принятое решение и не должны иметь повода кого-то винить в случае неудачного решения.
Медиатор не рассказывает другим, о чем говорилось на медиации: принцип соблюдения конфиденциальности. Только если выявляется информация о преступлении или какой-то угрозе, медиатор должен немедленно сообщить учителю или администрации школы.
Памятка учителю-посреднику в разрешении конфликта:
1. Объяснить, что в жизни конфликты возникают часто, и надо научиться их разрешать.
2. Установить ряд правил, чтобы успешно искать решение.
говорящего не перебивать, дать возможность высказать свое мнение;
говорить правду, не оскорбляя и не упрекая друг друга;
стремиться к сотрудничеству, искать общее решение.
3. Обсуждать следующие вопросы:
Вопрос |
Действие |
а) Что произошло? |
Сформулировать суть конфликта. |
б) Что привело к конфликту? |
Выяснить причины. |
Почему это произошло? |
|
в) Какие чувства вызвал конфликт у участников противостояния? |
Определить. Назвать чувства. |
г) Как быть в этой ситуации? |
Найти решение |
4. Выслушать обе конфликтующие стороны. Они должны быть уверены, что к их мнению прислушиваются. Следить за тем, чтобы высказывания были конструктивными.
5. Стараться снизить эмоциональное возбуждение. Дать возможность высказываться, обеспечивая эмоциональную поддержку. Эмоциональная разрядка способствует в дальнейшем установлению атмосферы доверия на переговорах.
6. Если конфликт сложный, то необходимо рассматривать спорные вопросы по пунктам.
7. Выслушать и обсудить предложения каждой стороны по каждому пункту.
8. Выработать общее решение, одинаково понимаемое сторонами.
9. Принятое решение отразить в соглашении (в письменной или устной форме).
10. Поблагодарить стороны за конструктивное общение.